|
Закономерности запоминания.
Работая над учебным материалом, учитывайте
основные закономерности запоминания:
1. Трудность запоминания растет
непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое
изречение.
2. При одинаковых усилиях количество
запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше
концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше
понемногу, чем сразу.
4. Эффективнее больше времени тратить на
повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
5. Если работаете с двумя
материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не
забывает.
ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ
И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ
Во время стресса происходит сильное
обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы
происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо
достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость
нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него
целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду
пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, ибо
она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических
реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные
напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую
газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того
чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают
иллюзию работоспособности.
Вторая проблема, с которой сталкиваются
школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной
работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое
(образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность
оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить
гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие
управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.
Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих
частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Физическое упражнение, влияющее на
гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный
шаг» и проводится следующим образом.
Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено
чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на
носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей
точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются
то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для
эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на
цыпочки.
Обязательное условие выполнения этого
упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Если нет возможности сделать «перекрестный
шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно
применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой
крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект
будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет
согласованности работы левого и правого полушарий.
Во время экзамена целесообразно повесить
изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения,
главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или
наоборот.
Следующее упражнение уменьшает кислородное
голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с
кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое
зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной
деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как
правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми
движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти.
В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того
чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5
зевков.
Оставьте
один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы
ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому
себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не
повторяете билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и
тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет,
вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не
рассказывать - этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в
чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным
планом - экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке
к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом.
Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и
своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только
“выдают” состояние человека, но по принципу обратной связи способны
влиять на него, т.е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным
и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и
увереннее в себе.
Если вы
волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию
экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями,
“страшными мыслями”: вот вы вошли в класс, вот тянете билет, садитесь
готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т.п. Итак, сначала вы
представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове
не осталось ни одной мысли, но вот тянете билет, садитесь на место или
читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает,
вы сосредотачиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или
выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно
отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно
конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но
так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при
успешной сдаче экзамена.
Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то
не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не
слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого “предстартового” волнения
также часто мешает хорошим ответам.
Если же вы
очень боитесь, попробуйте прием, называемый “доведением до абсурда”.
Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые
страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы
занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг
друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к
мысли о том. что бояться, в сущности, нечего и доже самые тяжелые
последствия на самом деле не так ужасны.
Каждому
известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает
всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже
устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте
готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше,
чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже
некоторой агрессивности. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, прежде
всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять.
По дороге
на экзамен не вредно просто пролистать учебник.
а так же вы можете прочитать:
-
Помощь при стрессе на
экзамене
-
Законы памяти
-
Условия успеха
-
Как
правильно подготовиться к экзаменам
-
Как помочь
ребенку стать уверенным
|
|